Волшебная фраза
Есть волшебная фраза, которая может вылечить человека от
шизы.
Вот, к примеру, психопатка измучила родных своей дурью.
Потом дурь перешла в шизофрению, и проблем у семьи стало гораздо больше. Жизнь,
как на вулкане, и нет покоя - ни днем, ни ночью.
И претензии, обвинения, разборки, разборки, обвинения,
претензии...
Волшебная фраза, которая могла бы её вылечить –
«Боже мой! Сколько неприятностей и бед я принесла своей
семье! Это не я пострадавшая от них, а они от меня пострадали. Надо попросить
прощения и попробовать в меру сил компенсировать нанесенный ущерб.»
И начался бы процесс выздоровления.
Но в том-то и дело, что она эту фразу произнести не может.
Человек, который видит в бреду, что он Христос, и у которого
этому есть масса подтверждений мог бы сказать такую волшебную фразу:
«Я понимаю, что я Христос, потому что у меня есть масса
тому подтверждений. Но у меня уже был бред, когда я тоже был уверен в своей
правоте, и оказался неправ. И сейчас мне говорят, что у меня бред. Надо на
всякий случай допустить, что это так и есть, и разобраться. А как вообще можно
понять, бред это или не бред?»
Но в том-то и суть, что он произнести эту фразу не может.
Человек может быть уверен, что кто-то другой в разговорах
проводил какие-то скрытые диверсии. Но доказательств он найти не может. Он
уверен, что и в текстах его были скрытые диверсии, но доказательств он найти не
может. Чтобы исповедовать такую веру-обиду не обязательно быть в бреду.
Это латентный бред - непереубеждаемость. Это симптом
латентной шизофрении. Я называю это зломыслием.
Человек умом может понимать, что зломыслие неправильно, что
теоретически это латентный бред («я знаю, что это так, потому что я это точно
знаю, точно чувствую»). Это идею он признал на психотерапии.
Но вот Зверь проснулся. И включилась логика бреда.
«Я чувствую, что меня обижали, и, раз я чувствую, что меня
обижали, значит были реальные нападения, хотя я не могу указать ни на одно из
них».
И понеслось-поехало.
Уйдет обратно в бред или произнесет волшебную фразу?
«Возможно меня и обижали скрытыми диверсиями, но я не
могу просто доказать, что так оно и было, потому что я забыл. Но ведь - черт возьми
- возможно, что мне это тогда показалось, и никто меня не обижал! Возможно это
был глюк. Возможно все мои обиды были совершенно напрасными! Возможно я оболгал
человека в сердце своем и виноват перед ним!»
Казалось бы, это заведомо верная фраза. Ты не должен ни во
что поверить - ты только должен усомниться в своей абсолютной безглючности. Но
как же трудно может быть эту фразу произнести.
Но человек, как психотерапевтическое действие, произносит
эту фразу. Сжав зубы - буркает что-то.
И теперь задача - произнести её, не буркая, а с такими
интонациями, чтобы сам Станиславский поверил, что фраза произносится как
искренняя и очень важная!
И это сложно!
А попробуйте произнести фразу, как будто это озарение «А ведь может быть, Земля плоская!» Чтобы даже Станиславский
поверил.
А потом вернитесь к той фразе.
А потом попробуйте произнести её уже не как артист, а для
себя - как верную - и с такими интонациями, чтобы сам Станиславский поверил,
что вы так думаете, и что это для вас так важно, что вы больше никогда об этом
не забудете.
И пусть расскажет, как эта новая мысль всю его жизнь теперь
изменять будет.
Диалектическая, когнитивная, драматическая психотерапия
Шиза - это разрушение когнитивки, прежде всего. Регрессии к
доэдиповым делам - это вторично. Потому терапия шизы - это в основном
когнитивная терапия.
Это восстановление способности к диалектике - потому это
диалектическая терапия. И это также работа с грифами и с драматической
проработкой новых и старых мыслей. То есть, это драматическая психотерапия ко
всему прочему.
Противоположное - произнесение правильной фразы с
«обезвреживающей» интонацией - это трюк шизы.
|