Психотехники Бессознательного
Проект
  Ильи
    Шальнова
Главная

Консультации

Автор, Контакты

http://shalnov-school.ru/ http://ipolyglot.net http://shalnov.ru/

Жизнь как игра

Системный подход

Говорить об адекватности жизненных представлений, исследуя исключительно достижение целей, не исследуя сам выбор целей - это подход воинствующей антисистемности. Систему не понять, исследуя отдельные ее части. Напротив, увидев систему, как целое, можно понять работу отдельных ее частей.

Чтобы разобраться в жизни и адекватности представлений о ней (жизненных карт), нужно к жизни подойти системно. Пояснение: Чтобы понять игроков за шахматной доской, надо понимать правила и цели игры, которая называется шахматы. Чтобы понимать людей, надо понимать правила и цели игры, которая называется жизнь.

Когда мы говорим "жизнь - это игра", мы имеем в виду, что все понятия, используемые для описания игр, подходят и для описания жизни.

В преферансе, к примеру, все как в жизни. Исходные позиции - разные. С расчетом на прикуп разную игру можно заказать, и тот, кто выиграл шестерную игру, имея почти гарантированную девятерную, совсем не мастер. И тот, кто заказывает десятерную, не имея на руке карт, совершенно не прав. И тот, кто пасует, отказывается от игры, которую мог бы сыграть. Прикуп - мало предсказуем, но играть надо с расчетом на прикуп. И это при том, что как партнеры и противники себя поведут, тоже не предсказать со всей определенностью. У кого-то есть помощники, учителя (для начинающего неумехи это важно) - у кого-то помощников нет. Кто-то ставит на свою голову, кто-то на чужую. Кто-то вообще советов не слушает.

Итак, в игре исход одной раздачи не может быть предсказан однозначно. Результат одной раздачи - не критерий вовсе. Но если играть долго - все встанет на свои места, станет ясно, кто сильно играет, кто слабо.

С одной стороны, жизнь - это игра со многими раздачами. И в этом смысле от случайности раздач мало что зависит. С другой стороны жизнь - это одна игра с одной раздачей, и какие карты тебе достались с самого начала, многое определяет.

Быть может, жизнь скорее покер, чем преферанс. В жизни очень много всего построено на умении блефовать.

Против кого мы играем, и на что мы играем?

Мы играем, хотим мы того или нет. Играем "против" обстоятельств. Отказ от игры приводит к ухудшению позиций по сравнению с теми, на которые мы могли бы рассчитывать, если бы играли.

Выигрыш в игре - обретение свободного бытия. Обретение - "иметь", бытия - "быть". "Иметь" и "быть" не могут быть противопоставлены на этом уровне.

Уровень свободы однозначно измерить трудно, но он - объективная реальность. Проигрыш - потеря бытия - в конечном итоге смерть.

Правила игры установлены самой жизнью - это законы природы. Их нельзя изменить, их нельзя "нарушить", но их можно игнорировать с печальными для себя последствиями.

Нарушить этические законы так же невозможно, как нарушить физические законы, но так же, как и законы физики, законы этики можно игнорировать. Совесть - интуитивное чувство этики. Можно не прислушиваться к этой интуиции и выбирать пути трусости, вранья, лени и так далее. В конечном итоге игнорирование приводит к развалу души и бессмысленному конфликту с миром. Но этики, как науки, пока нет - есть только впечатления и догадки.

Помимо законов природы, есть законы, установленные людьми. На самом деле, это не "законы" вовсе, а правила, нарушения которых карается другими игроками. Пока люди следует этим правилам - (неписанным законам), правила имеют силу. Писанные законы имеют силу только тогда, когда неписанные законы велят им следовать. Поэтому хороший юрист - это тот, кто, прежде всего, в неписанных законах («понятиях») ориентируется. Нарушать правила, установленные людьми, можно, но для этого надо уметь уходить от наказания. Как говорится, "для умного печать - для глупого замок".

Энергия и знания

Наш актив - энергия, которая у нас есть, и знания, с помощью которых мы ориентируемся по жизни. В момент рождения энергии у нас много, знаний мало. С возрастом количество энергии идет на убыль, знания набираются. Когда энергия кончается, человек умирает (возможно, для того, чтобы потом снова родиться с накопленными в бессознательном опытом).

Игра требует расхода энергии, потому временный выход из игры может быть полезен с точки зрения набора энергии (так птица, переставшая махать крыльями, может отдохнуть, но только за счет потери высоты, если, конечно не поймает восходящий поток воздуха). Попытка совсем выйти из игры приводит к утрате позиций и разрушению игрока. В конечном итоге это ведет к смерти.

Энергия и знания - это наш актив. Наш пассив - необходимость тратить энергию на поддержание ума и тела. Под энергией в данном случае понимается и здоровье, и деньги, и тепло, и хлеб, и уважение...

В начале нашей жизни в нас вкладывают энергию другие. Потом мы сами вкладываем энергию в других. Потом, как правило, мы опять больше принимаем, чем берем.

Энергию можно взять у других: миром у друзей-союзников, воровством и разбоем у противников.

Лидер - тот, в кого вкладывают энергию (чтобы в конечном итоге получить какой-то результат от этого вложения). Лидеры могут быть конструктивными и деструктивными, честными и нечестными. Честный лидер - тот, кто старается вернуть энергию, в него вложенную, дать результат, под достижение которого он получил инвестиции.

Конкуренция и сотрудничество

Играть можно против хаоса или против конкурентов. В игре против хаоса нет необходимости в конкуренции, но есть необходимость в сотрудничестве. Конкурентное бытие - это игра против других в целях отнять чужую энергию (или в целях свою отстоять).

Группа, занятая конкуренцией, не вырабатывает энергии, потому идет к деградации. Тот факт, что в этой игре вырабатывается мастерство (создаются эффективные жизненные карты) не говорит в пользу конкуренции. Мастерство столь же эффективно оттачивается и в игре против хаоса.

С другой стороны, для примитивного человека, который не действует, пока ничто не угрожает его выживанию, конкуренция - это благо. Ему нужна палка. Без палки он не может действовать, а бездействие ведет к деградации, как только что говорилось. Палка его стимулирует, восстанавливает гормональное равновесие, потому палку он любит. Для человека разумного - конкуренция - это зло.

Мотивы и цели нашей игры

Итак, конечная цель у всех одна - полнота-сила бытия. Для достижения конечной цели ставятся промежуточные цели, достижение которых само по себе не представляет ценности.

Мотивом называют ту цель, достижение которой важно само по себе. Возможен "сдвиг мотива на цель" - это когда промежуточная цель после долгих попыток ее достичь сама по себе становится важной, сама становится мотивом. Так иметь много денег - это только цель в деле обретении свободного бытия (первоначальный мотив), но для очень многих "много денег" стало самостоятельным мотивом.

Обычные мотивы: свободное время, уверенность в завтрашнем дне, возможность делать свое дело, здоровье, деньги, семья, секс, уважение, знания, интересная жизнь.

Жизненные карты

Адекватна та система представлений о мире (жизненная карта), которая помогает обретать бытие (свободу). Неадекватна та система представлений, из-за которой бытие теряется.

Свои жизненные карты многие специально портят, чтобы эти испорченные карты навязать конкурентам и таким образом их ослабить. Еще карты портятся для того, чтобы запутать собственные агрессивные субличности и не подпасть под их удар. "Продвинутые" в порче собственных карт уверены, что свои карты портят все (или что "правда у каждого своя", или что "у каждого свои добро и зло", или... ну и так далее).

Расплата за подобную практику (вранье себе ради дезориентации других) - собственная дезориентация с ее естественными последствиями.

Карты - большая ценность. По крайней мере, в мужской среде. Мастерство без богатства ценится дороже, чем богатство без мастерства (удочка дороже, чем рыба). Уважаются люди в конечном итоге за мастерство. А мастерство - это карты, правильно показывающие дорогу к успеху. Поскольку карты важнее богатства, богатые, чтобы быть уважаемыми, часто пытаются представить дело так, будто их деньги - это доказательство того, что у них хорошие карты. Так они и создают теории типа "критерий один - результат", "результат один - деньги".

Те, кто верит в эти теории, естественно комплексуют, если у них мало денег. А так как денег всегда мало - подобные теории всегда повод для комплексов. Кроме того, самоуважение в этом случае опирается на иллюзии. Иллюзии - явление временное, а человеку нужно счастье вечное.

Силу жизненных карт (адекватность представлений о мире), можно определить по уровню игры. А уровень игры определяется исходя из оценки начальной позиции, оценки везения в игре, оценки результата игры.

Начальная позиция: деньги, помощники, отсутствие врагов, наличие мозгов и так далее... Везение (обстоятельства, от игрока не зависящие): кому какой прикуп придет, как сотрудники - противники себя поведут... Оценка результата: кайф от игры - тоже результат, не только деньги.

Значит, человек нередко может сказать: «Да, я проиграл, но играл я правильно». Или так: «Я выиграл, несмотря на ошибки, сделанные в игре». Жизнь - она на шахматы, в которых подобные фразы неуместны, мало похожа, она скорее преферанс, а, может быть, и покер, где многое строится на умении блефовать.

Кроме того, выигрыш каждой отдельной партии - ценность условная. Важней обретение мастерства. Тот, кто отказывается от выигрыша в отдельной ничего не значащей партии ради освоения мастерства, с точки зрения большой игры обычно прав.

Дурь, ее место в игре, и цель этой книги

В игре против конкурентов важнейшее значение имеет расстройство энергетики конкурентов на высшем уровне - порча главного настроения - экзистенциальной уверенности в себе (той самой, что классическими гипнозами и аутотренингами не обрести). На разрушении этой уверенности в себе и специализируется дурь.

Цель этой книги - разрушение гипноза дурней. То есть, наши карты дают ориентиры на самом высоком уровне - как защитить себя. С этими картами лучше, чем без них и учиться в шахматы играть, и учиться предпринимательству, и всему, что душе угодно. Всему! Собственно, мы не столько предлагаем свои карты, сколько помогаем другим в своих собственных картах разобраться и сделать так, чтобы они ориентировали по жизни, а не других и себя в придачу путали.

  © Веб-дизайн Habiba
http://shalnov-school.ru/ http://ipolyglot.net http://shalnov.ru/ ilyashalnov@yandex.ru