[Маслоу] Разнообразные понятия и феномены, которые принято считать антагонизмами друг другу, не являются таковыми на самом деле, им навязано это противостояние и навязано оно именно искаженным представлением о них нездоровых людей, людей, не достигших уровня самоактуализации.
Например, такие извечно непримиримые антагонизмы, как сердце и разум, инстинкт и логика не являются таковыми для здорового человека; он не видит здесь противоречия, они синергичны для него, потому что говорят ему об одном и том же, устремляют его к одной цели. Иначе говоря, желания самоактуализированного человека не вступают в конфликт с разумом.
В сознании самоактуализированных людей нет места дихотомии эгоизм- альтруизм. Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно и эгоистичен, и альтруистичен.
Его жизнь одновременно и духовна, и низменна, его чувственность достигает такой силы, что даже секс может стать для него дорогой в высшие, «религиозные» сферы.
Долг не отменяет для него удовольствия, работа не мешает игре, - напротив, обязанность становится удовольствием, а работа превращается в игру...
Все сказанное выше в равной степени справедливо и по отношению к таким дихотомиям, как:
доброта-жестокость
конкретность-абстрактность
приятие-отвержение
индивидуальное - общественное
конформизм - нонконформизм
отчуждение - идентификация
серьезность - юмор
дионисизм - аполлинизм
интроверсия - экстраверсия
увлеченность - небрежность
серьезность - фривольность
конвенционализм - независимость
мистика - реальность
активность - пассивность
мужественность - женственность
секс - любовь
Невротический антагонизм между Ид, Эго и Cупepэго у этих людей преодолен, он трансформирован в отношения синергизма и сотрудничества.
Самоактуализированного человека отделяют от среднестатистического человека не количественные, а качественные различия; они настолько кардинальны, что можно говорить о двух типах индивидуальной психологии.
Я убежден, что особое внимание, которое уделяет наука незрелости, нездоровью, патологии, крайне негативно отражается на ее развитии, порождает ущербную психологию и ущербную философию. Базисом универсальной науки о человеке должно стать изучение самоактуализированной личности.
|