Гениальность и талант
[Денис] Здравствуйте, Илья. Как всегда с большим интересом читаю Вашу рассылку. В последней Вы затронули тему гениальности. С Вашей позицией по этой теме я не согласен. Конечно, [понятие] гений не относится к чётким и формализуемым, и тут возможно разное виденье, как, наверное, и по любому почти вопросу. Но, на мой взгляд, наиболее глубокого понимания сути этого понятия достиг Вейнингер в своём произведении «Пол и характер».
По Вейнингеру, гениальность - это иное отношение к жизни, не вовлечённость в её процессы, [а] отстраненность, взгляд на неё со стороны вечности. Именно такое ощущение, такое бытие делает человека гением. А вот для реализации такого видения как раз и нужен талант, который есть лишь способ выражения гениальности, ведь сам по себе талант это просто умение делать что-то хорошо. Например, Декарт с его талантливым блестящим умом вполне, наверное, мог построить какую-нибудь очередную схоластическую систему, но он был гением и заложил основы философии Нового времени. И это было что-то действительно новое, оно не следовало логически из прежних систем. Гений, в отличие от обычного человека, не продолжает прошлое в будущее, он проявляет в настоящем какие-то аспекты Вечности. А хорошая, качественная реализация - это всё-таки талантливость, а не гениальность, хотя, конечно, одно другому не мешает, а даже наоборот.
С уважением, Денис. |
Гений - тот, кто сам ищет решение
[И.Ш.] Посмотрите на ребят, решающих какую-нибудь школьную задачу. Кто-то перебирает шаблоны из тех, что имеет, и, не найдя подходящего шаблона, бросает задачу. Другой в этой ситуации сам пытается создать метод, с помощью которого задачи подобного класса можно решать.
Гений - это тот, кто способен распознавать жизненные задачи и создавать методы их решения. Человек же обычный, столкнувшись с задачей, которую не может решить, просто оставляет ее.
А на уровень вечности с уровня суетности интересные задачи выводят сами. Задачи настраивают на исследование природы, то есть на общение с ее вечными сущностями.
Временность же и суетность - это от необходимости обгонять, это от конкуренции.
Сверхчеловек - совсем не гений
На противостояние задаче не способен «сверхчеловек», чья сверхчеловечность проявляется в том, что он устраняет из своей среды сильных оппонентов. Ведь трудная задача - тот же сильный оппонент. Для этого надо быть сверхчеловеком в другом смысле, человеком, который не комплексует, когда задача рассказывает ему о его несовершенстве, об ограниченности тех методов, которые на данные момент находятся в его распоряжении.
Гений и талант
Если гению для решения задачи (для качественной ее реализации) нужен талант - он развивает его. Развитие таланта оказывается в этом случае только нетрудной подзадачей большой задачи. Потому для гения диспуты, кто там кого талантливей и одаренней, - звучат как что-то очень несуразное.
Гений - тот, кто берется за работу, за которую ни один нормальный человек браться не станет
Но все вышеперечисленное не делает человека гением. Гением его делает полная самоотдача своему делу. Гений - чужой на всех праздниках жизни. Если сосед подкатывает к дому на своем новеньком Мерседесе - гений просто не замечает этого. То есть проехавший на Мерседесе сосед значит для него не больше, чем проехавший на велосипеде мальчишка. Если он окажется в салоне этого самого Мерседеса - машина может произвести на него впечатление, как хорошее решение задачи, но не более того. Обладание имеет для него значение лишь в той степени, в которой его дело от обладания зависит. Он чужой в этом суетном мире... И ему все равно, сколько шансов на успех имеет его дело - он продвинет его в той степени, на которую способен.
Особенно интересное взаимодействие гения и общества наблюдается тогда, когда именно изменением общества занимается гений. Происходит столкновение двух мощных стихий - гения и толпы.
Судьба гения - то, что Бог предлагает всем. Но редкие сумасшедшие «параноики» на нее соглашаются. А вот полугении (есть такая «акцентуация») встречаются не так уж редко...
|