Психотехники Бессознательного
Проект
  Ильи
    Шальнова
Главная

Консультации

Автор, Контакты

http://shalnov-school.ru/ http://ipolyglot.net http://shalnov.ru/

Письмо Ксении на тему, можно ли быть свободным в несвободном обществе

[Ксения] Здравствуйте. Меня, честно говоря, удивило письмо Игоря: Было бы очень интересно узнать твой ответ на вопрос: может ли человек быть свободным в изначально несвободном обществе? И что будет с таким человеком? Ведь в нашем мире выживают…

[Ксения] В детстве я не задумывалась о том, что именно называется «свободой» и «плаванием против течения», но спустя много лет я обнаружила, что именно этим видом плавания я и занималась. Именно потому, что мне хотелось свободы. Всегда. Независимо от того, в какой структуре общества я оказывалась. И я отнюдь не погибла! Мое теперешнее положение - именно то, к чему я стремилась. Мне не приходится ни к кому приспосабливаться - я делаю только то, что хочу или считаю для себя необходимым. У меня есть очень интересная работа, прекрасная семья и все те материальные блага, которых мне вполне хватает для «счастья», если понимать под счастьем «внешнюю» жизнь…

Я не делала ничего такого, что делается по принуждению. Беременным женщинам «положено» каждую неделю ходить к доктору и выслушивать разные гадости о себе и будущем ребенке - я этого просто не делала. «Положено» рожать в роддоме, накачавшись медикаментами - я этого не делала. Мои дети родились в приятной домашней обстановке. Потом «положено» делать им те прививки, которые не мама, а государство считает «необходимыми» - мы этого тоже не делали (в результате сохранили детям иммунную систему и здоровье). Потом «положено» регулярно водить детей в детскую поликлинику на осмотры и сдавать анализы - мои дети росли, даже не зная слова «поликлиника».

Опять-таки, считается, что детям положено общаться со сверстниками и учиться в школе - но это тоже заблуждение… Поясню, почему я всегда была против школы. Я считаю, что там как раз ребенка отучают быть свободным. Отучают помнить свои права и ощущать свою ответственность за себя и за свои личные достижения. А когда ребенок учится дома (сам!) - он знает, что его успехи зависят только от него и учится так, как нужно ему. А не родителям и учителям. Т.е. с самого детства учится делать выбор, принимать решения и отвечать за свои действия.

…Но мои старшие дети в какой-то момент ощущали в себе потребность выйти в люди, и тогда они сами находили себе школу, которая была им интересна, сами сдавали туда экзамены и потом учились вместе со сверстниками тому, что интересно им, тогда как этих самых сверстников туда загнали родители…

И мой многолетний опыт подтверждает, что если отказываться от принуждения - ничего страшного не происходит. У моих детей очень часто случались ситуации, когда они «противостояли» каким-то общепринятым вещам, и ни разу это не привело ни к каким серьезным неприятностям. Угрозы - были. Например, когда мой старший сын отказался быть октябренком, как все первоклассники (еще до перестройки), его обещали исключить из школы. Но - сами понимаете! - не исключили. Потому что это говорилось не для того, чтобы выполнить это, а для того, чтобы он испугался и стал октябренком. А он не испугался.

В общем, было бы желание быть свободным - а все остальное приложится. Или, перефразируя Козьму Пруткова: «Если хочешь быть свободным - будь им!» Не бойтесь быть самими собой и поступать так, как нужно вам, а не вашему окружению.

Желаю здоровья, Ксения

  © Веб-дизайн Habiba
http://shalnov-school.ru/ http://ipolyglot.net http://shalnov.ru/ ilyashalnov@yandex.ru