Психотехники Бессознательного
Илья Шальнов

   Главная  ПБ  ССПТ  Языки  ВКонтакте 

Что такое этика

Что не стоит осуждать

Взять, к примеру, проституцию. Это этично? Не вижу проблем. Да, это опасно с точки зрения здоровья: можно подцепить что-то. Да, это не очень удобно с точки зрения социального статуса. Но эти проблемы к этике отношения не имеют. Если эти вопросы решаются, то всё в порядке.

Другое важно. Важно, нравится это дело или нет. К примеру, если человек делает то, что ему противно, как некоторые проститутки, воспринимает свое дело, как унижение, но делает, потому что ему вечно мало денег, то это безобразно.

Любовь за деньги - это нормально, если деньги - это не главное, а главное любовь. Работа за деньги - это нормально, если деньги - это не главное, а главное работа, которая нравится. Общение за деньги - это тоже нормально, если нравится общаться. Психологи, к примеру, этим занимаются, как и многие другие.

Отказ от свободы ради денег - это плохо, но иногда ничего нельзя поделать, и приходится работать за деньги. Я в Израиле работал столяром, условия работы были отвратительные, уважения к труду никакого. А после двенадцати часов физически и умственно напряженной и ответственной работы в жаре за пятьдесят, в шуме, в пыли и в окружении придурков, уже никаких сил не остается на то, чтобы выйти из этого круга. Тот еще траходром, та еще проституция. А что было делать, если не было денег?

То есть, вещи, которые традиционно осуждаются, на самом деле вполне допустимы. Но есть вещи, которые традиционно считаются нормой, но недопустимы.

Что действительно плохо

К примеру, договорился что-то сделать, потому что боялся сказать «нет», и не сделал. Почему это безнравственно? Плохо, что СТРУСИЛ сказать «нет». Нельзя идти на поводу у собственного страха. ПОЛЕНИЛСЯ сказать «нет» и отстаивать свое право на «нет». Это безнравственно: нельзя идти на поводу у лени. СОВРАЛ себе, что, быть может, сделаешь, хотя знал в глубине души, что не сделаешь. Безнравственно, потому что соврал себе. Подводить тоже плохо. Почему плохо? Потому что доверие к тебе - это твой капитал, и разрушение доверия - это разрушение своего капитала.

БЫТЬ ГЛУПЫМ БЕЗНРАВСТВЕННО. Глупость - это не отсутствие ума. Глупость - это настроенность на отрицание всего разумного, доброго, вечного. Глупость произвольна. Глупость очень изобретательна. Люди годами учатся не видеть и не понимать. Удивительно совершенные техники непонимания осваиваются. Зачем? Чтобы не понимать того, что сам делаешь, чтобы стыдно не было. Или чтобы торговать своим пониманием. Те, кто учатся не понимать умных, становятся глупыми. И оказываются без ресурсов. И это безнравственно.

Быть трудоголиком безнравственно. Потому что трудоголики - это лентяи, которые не хотят думать, то есть, ленятся работать по-настоящему. Трудоголики - это вруны, потому что они не хотят видеть правду о себе самих. Они трусы, потому что они боятся этой правды и потому что они боятся настоящей работы. Заметим, сказанное не ко всем типам трудоголизма относится.

Учить иностранные слова годами и десятилетиями по неэффективным технологиям, потому что жаба не позволяет заплатить тем, кто создал эффективные технологии, безнравственно. Отсутствие языка, самоуважения, низшие социальные позиции, маленькая зарплата и начальник садист и доминант - расплата за собственную безнравственность.

Годами печатать двумя пальцами, тырясь на клавиатуру, если можно печатать десятью, на клавиатуру не глядя, - это безнравственно, потому что это от нежелания видеть эффективные пути и нелюбовь к труду - к осознанию и перестраиванию своих привычек. Впрочем, тут могут быть исключения.

Не веришь человеку, с которым близко общаешься годами, хотя он ни разу тебе не соврал? Это тоже безнравственно, потому что такое неверие вытекает из привычки врать: во-первых, просто врать, во-вторых, врать, считая, что люди не могут быть лучше тебя, и, в-третьих, врать, торгуя своим доверием.

Этика - это наука о том, как быть эффективным

Этика - это наука, показывающая, какие установки к каким последствиям для души приводят. Антиэтично, безнравственно всё то, что дает временные преимущества при стратегическом проигрыше. Антиэтично быть трусом, быть лентяем, быть вралем и так далее…

Психология только тогда эффективна, когда поднимается на уровень этики. Тут открываются безграничные возможности для самомотивации и мотивации. Экономика только тогда эффективна, когда она этика. И вообще говоря, любая наука имеет свой этический уровень понимания, уровень, где исследуются глубинное и эмоциональное взаимодействие человека с реальностью.

К примеру, математика - это этика, когда она выходит на уровень духовного взаимодействия самого математика с его работой, то есть, с построением математических моделей мира. То есть, есть уровень математики - уровень стратегий самого математика - и там этика актуальна. Этика начинается там, где исследуется не сама природа, а движение ученых по просторам природы. Впрочем, если промысел Божий открывается за красотой природы, скажем, за красотой математики - это тоже этический уровень понимания вещей.

Этика - это наука наук

Этика - наука наук, но современная этика еще не вышла на этот уровень самопонимания. Этики сейчас не столько наука об эффективном выборе, сколько история древнего мира, рассказы о том, кто и что предлагал две тысячи лет назад или в прошлом столетии без какого либо собственного анализа. Это как если бы математика была сейчас описанием жизни Пифагора и Архимеда.

Не осуждать, но научить ориентироваться

Из статьи, как будто бы, напрашивается вывод, что решением всех проблем будет осуждение таких-сяких-не-мазанных, печатающих двумя пальцами. В самом деле, осудить иногда полезно, чтобы мотивировать человека через отрицательные эмоции, если другое не помогает, или чтобы лишить дурней авторитета, чтобы свои правила игры не могли навязывать.

Однако, чаще всего осуждение не помогает тому, кого осудили. Почему? Потому что жизнь постоянно ставит людей перед этическим выбором, и люди всегда стараются выбрать оптимальное решение, но не всегда могут.

К примеру, ты решил заняться развитием способностей, но при этом потерял раппорт с природой и внутренней свободой. Ты отказался от сомнительного заработка типа спамерского, но ты снизил уровень жизни своей семьи. Ты не хочешь продавать свои обучающие программы втридорога, потому что тогда их покупают не чтобы учить язык, а чтобы избавиться от денег, но у тебя нет денег на рекламу, тебя никто не знает, и твоими программами не пользуются те, кто мог бы. Ты выбрал разрабатывать методики преподавания иностранных языков, и тратишь время на написание компьютерных программ, но у тебя меньше времени заниматься самим языком, и ты учишь языку, не зная его в совершенстве. Ты идешь на конфликт, потому что знаешь, что вопрос должен быть решен, но при этом ты позволяешь ввести себя в роль того, кто навязывает разборки. Ты хочешь заработать деньги, но платишь за это свободой и здоровьем, то есть, продаешь свою жизнь…

И такого типа этические вопросы (вопросы системы ценностей) встают каждый день, если не каждую минуту. Задача не в том, чтобы осуждать и манипулировать осуждением, а в том, чтобы научиться видеть и различать, что стратегически выгодней и почему. Этика - это не свод правил - это способность чувствовать суть вещей и делать стратегически правильный выбор.

Помни о вечности !

 Илья Шальнов
 http://shalnov.ru

Skype: ilyashalnov  
ilyashalnov@yadex.ru