Психотехники Бессознательного
Проект
  Ильи
    Шальнова
Главная

Консультации

Автор, Контакты

http://shalnov-school.ru/ http://ipolyglot.net http://shalnov.ru/

Эмоциональные состояния и движения глаз

Вопреки тому, чему учат НЛПисты, человек не столько следит глазами за мысленными конструкциями, и образами, всплывающими из памяти, сколько переключается с одного эмоционального состояния на другое. То есть, чтобы настроиться на определенный объект, на определенное мышление, надо сначала изменить эмоциональное состояние, которое с этим объектом, мышлением связано. Именно переключение эмоционального состояния может быть определяющим.

Когда-то давно эмоциональные состояния были связаны со зрительными образами, но связь эта со временем разомкнулась. Связь же движения глаз с эмоциональностью сохраняется. Так взрослый человек, думая о Боге, не обязательно представляет себе человека на небесах, как он делал это когда-то в детстве. Думая о Боге, развитый человек может посмотреть вверх, как это он делал в детстве, чтобы на соответствующее эмоциональное состояние настроиться. Он, действительно, посмотрит вверх, быть может, совсем, совсем немного. Едва ли это можно объяснить тем, что там находится зрительный образ, вытесненный из сознания. Наложение отрицательной галлюцинации на положительную тут не при чем (хотя НЛПисты именно на этом настаивают).

Итак, глаза могут не столько следить за образами, сколько настраивать на настроение. Развитое абстрактное мышление вообще на зрительные образы не опирается, как это делает неразвитое мышление. Напрашивается аналогия с быстрым чтением. Можно, как известно, научиться читать, не проговаривая про себя текст, освободив тем самым себя от ограничений, этим проговариванием налагаемым. Аналогично абстрактное мышление можно освободить от ненужной образности.

Быстрое чтение в связи с движениями глаз стоит упомянуть вот еще почему: специальными упражнениями, например, созерцанием страницы или считыванием таблиц Шульте, можно освободить внимание от движений глаз. В этом случае человек может, пользуясь периферийным зрением, разглядывать совсем не тот объект, за которым следят его глаза. Отсюда вывод - внимание человека с развитыми способностями не так уж жестко связано с движением глаз...

  © Веб-дизайн Habiba
http://shalnov-school.ru/ http://ipolyglot.net http://shalnov.ru/ ilyashalnov@yandex.ru