НЛП и Игры, в которые играют люди, или кто такой Маркс Твен?
Раньше я думал, что если ученик задает вопрос, неважно насколько он нелеп, на него надо отвечать. А сердиться на глупые вопросы не надо никогда, иначе ученик станет еще непонятливей. Если в терминах НЛП, то рассердиться на глупый вопрос означает указать на транс (отрицательный). Указание на транс углубит его.
Но это техники. А за техниками стоит игра. Игру против тебя ведет ученик, и делает это бессознательно.
Пример нормального диалога ученика с учителем:
- Знаешь, кто такой Маркс?
- Маркс? Маркс Твен?
Встречный вопрос ученика, мог бы показаться тупым, но он тупым не является, а свидетельствует о поиске, попытке вспомнить.
Теперь пример диалога с учеником, который навязывает игру «Кто кого в транс введет»:
- Знаешь, кто такой Маркс?
- В смысле?
Чем тупее вопрос, тем труднее на него ответить. Теперь не у него, а у вас сознание перегружено. Теперь не он лопух, а вы. Ну и что, что задача не решена! - зато мнимая угроза со стороны преподавателя устранена. Тут внимание ученика занято не задачей, которую надо решить, а борьбой с учителем.
Если вы будете все-таки отвечать на вопрос, заданный не учеником, а его Тупостью, вы вступите в диалог, признаете право тупости на существование, поддержите ее возвратом коммуникации. И вот уже вы играете в чужую игру, которую не понимаете, и, значит, проигрываете.
Но откуда взялся страх, заставивший ученика начать свою Игру? Кто-то уже успел внушить этот страх. Ученик, который боится, думает не о задаче, которую надо решить - он думает о том, как не выглядеть плохо. Такие игры - это способ выйти из отрицательного транса, в данном случае, не настроившись на нормальное мышление и поиск решения, а введя в транс учителя.
Хотя НЛП игры не исследует, тем не менее, оно поднимает мышление на тот уровень, где возможно распознавание Игр связанных с наведениями транса.
|